История моды: уличная японская мода и японский стиль одежды.
Повседневная и церемониальная японская одежда первой половины 20 века была яркой и многослойной!
Японский наряд состоял из комплекта верхнего и нескольких контрастных нижних кимоно с узорчатыми воротничками, а съемный воротник с ажурной вышивкой был единственной деталью, которая всегда находилась поверх любой одежды.
На протяжении многих веков японские аристократки не появлялись на городских улицах, и поэтому кимоно с длинным шлейфом было одной из самых популярных видов домашней одежды.
В нарядах для прогулок края шлейфа наполняли ватой и обрабатывали контрастной материей — толщина ватного валика зависела от возраста его владелицы и торжественности мероприятия, в котором она принимала участие.
Объемные валики были привилегией юных девушек, и многие дамы постарше, чтобы скрыть свой истинный возраст, придавали дополнительный объем этой детали одежды.
Через несколько столетий внешний вид национального костюма изменился и стал более практичным — шлейф и валик стали атрибутами свадебных нарядов, а слишком длинные модели начали собирать на талии, образовывая складку, и теперь одно кимоно могли носить все члены семьи!
Верхнее кимоно синего, коричневого, серого и оливкового цвета с клеткой или полоской носилось поверх алой или пурпурной нижней одежды с расшитыми воротничками.
Манера ношения кимоно зависела и от места жительства женщины.
Нижней одеждой горожанок были белые льняные рубашки, а японки, проживающие за городской чертой, предпочитали носить яркие многослойные кимоно с черными воротниками.
Самые прогрессивные модные тенденции происходили из центра Токио, где жили образованные и богатые представительницы слабого пола.
Японки среднего класса ввели в моду желтое кимоно в клетку с черным накладным воротником из атласа, а под влиянием европейской моды кимоно стали дополнять белоснежными накладными воротниками.
Японские учительницы, копируя европейских гувернанток, носили под кимоно белые блузки и украшали свои накрахмаленные воротнички брошками.
Мода 20 века сгладила отличительные особенности кимоно разных сословий — теперь любая женщина могла носить то, что ей нравится!
Японская мода разделила одежду на две категории: для дома предназначались «рякуги» из простой и дешевой ткани, для торжественных церемоний создавались «рейсо» из высококачественного шелка с изображениями национальной символики, а так же платье «хомонги», в котором женщины появлялись за пределами своего дома.
В 1912 году императрица Тэймэй вводит в моду яркие платья «сяреги», похожие на парадные костюмы.
Несмотря на возвращение к традиционному кимоно с поясом оби, европейская мода все же оставляет свой след на японской одежде — японские невесты одеваются в белоснежные кимоно, а традиционный костюм становится короче и дополняется белым воротником и поясом-корсетом.
Внешний вид кимоно сильно изменился и во время Второй мировой войны: японцам пришлось экономить и в истории моды появляется новый вид одежды — «кокуминфуку» в виде армейского кителя или куртки с рукавами, которая комбинируется с объемными штанами «момпэ», которые впоследствии стали привычной домашней одеждой пожилых японок.
В 1960-х годах прошлого столетия кимоно становится национальным символом Японии и возвращается в мир моды!
Используя кимоно в качестве основы, японские дизайнеры начинают конструировать новые модели одежды, сочетая традиционный крой народного костюма с новой техникой изготовления европейских нарядов.
Отличительными признаками новой японской моды становятся свободный простой крой, оригинальность и практичность одежды, в основе которой используются простые геометрические формы: прямоугольник, треугольник или трапеция.
Дизайнеры страны Восходящего солнца становятся первопроходцами в мировой текстильной промышленности и начинают использовать ткани, сложные по фактуре, и их необычные полотна, созданные с помощью передовых технологий, соединяют в себе натуральные и синтетические волокна.
Современные японские дизайнеры
Современная японская мода — это многослойные и асимметричные наряды!
Новая одежда красива, удобна и практична: она мягко окутывает фигуру или струится по телу свободными складками или драпировками.
Основоположником асимметричного стиля стал японский модельер Кензо, который в 1970 году впервые продемонстрировал европейским критикам необычные наряды, открывшие два новых направления мировой моды— деконструктивизм и этнический стиль.
Используя простую конструкцию и различные детали кимоно, Кензо создает новые виды европейской одежды: платья-свитера с широкими рукавами, многослойные туники, блузки-кимоно, длинные пиджаки, укороченные брюки, юбки с оборками и платья-баллоны.
После Кензо в мире японской моды появляется Иссей Мияке, который создает футуристические коллекции с необычной одеждой и становится основоположником новых тенденций мировой моды!
В 1973 году на неделе Высокой моды в Париже он демонстрирует публике свою первую коллекцию одежды «Восток встречается с Западом», созданную по новой технологии.
Он соединяет технику изготовления европейской и восточной одежды, комбинирует традиционное моделирование национального костюма с современными тенденциями моды, и наряды из новых материалов становятся шедеврами высокой моды и образцами «одежды будущего»: дутые брюки из синтетических материалов и серебристые плиссированные туники больше подходят космонавтам, чем жителям Земли.
Иссей Мияке становится новатором и в текстильной промышленности!
Он демонстрирует коллекции одежды из новых высокотехнологичных тканей и акцентирует внимание зрителей на структуре полотна!
Модельер создает идеальную одежду для жизни в городе: драпировки и плиссе его нарядов гармонично сочетаются с легкими и практичными тканями, удобными в носке и не требующими дополнительного ухода!
В 1981 в мире моды появляется Ёджи Ямамото, который продолжил тему деконструктивизма и шокировал европейскую публику новыми взглядами на современную моду.
Еджи Ямамото демонстрирует коллекции одежды, наполненные минимализмом и лаконичностью.
С помощью мужского кроя, асимметрии, объемных форм и тканей с разнообразной фактурой, он создает аскетичные черно-белые коллекции, наполненные скульптурными нарядами, а так же пластичной и струящейся одеждой.
Современная японская мода — это практичная одежда приглушенной расцветки!
Стремясь к природе, японки предпочитают одежду из натуральных тканей с простым и комфортным кроем —платья и льняные юбки, широкие рубашки с ажурными вышивками, объемные наряды с широким воротом или проймой, которые подчеркивают женственность жительниц Страны Восходящего Солнца.
Другой тенденцией японской моды становится яркий принт и окраска тканей, а так же сочетание самых разнообразных элементов одежды, в которых только японкам удается выглядеть стильно и элегантно!
На японских улицах аскетичные и строгие наряды сменяются красочными комплектами одежды и экстравагантными образами, привлекающими внимание окружающих!
Современные японки с фанатизмом украшают себя множеством аксессуаров, которые сделаны своими руками — их самодельные сумки и бижутерия удивляют и восхищают иностранцев!
Другой популярный атрибут женского гардероба — широкий пояс Оби, который японские модницы комбинируют с длинными платьями и туниками, а так же с джинсами.
Молодежная японская мода
Молодежная японская мода — яркая, смелая и творческая!
Источником самого популярного направления молодежной моды «Хараюки» (Harajuku) стал одноименный квартал в Токио.
Экстравагантный стиль, основанный на смешении самой разнообразной одежды, мгновенно полюбился большинству японских модников!
Стиль хараюки — это кричащие расцветки макияжа и оригинальные прически, больше подходящие для театральных постановок, чем для городских будней.
Юные японцы, стремящиеся выразить свою яркую индивидуальность, комбинируют традиционные наряды с элементами европейской одежды.
Они дополняют свой удивительный наряд пирсингом и разноцветными аксессуарами, зависящими от образа, который владелец одежды хочет продемонстрировать окружающим.
Японские улицы заполонили фарфоровые Лолиты и готы с выбеленной кожей, загорелые и сексапильные красотки «Gjru» и «Amura», тинейджеры «Bosozoku» в черной одежде и с макияжем похожим на панду, дамочки «Ganguro» с огненно-рыжими волосами и бледной кожей, длинноволосые куколки-Барби «Himegyaru» или «Romamba» в розовых кружевных платьях, малютки «Kigurumin» в одеяниях-пижамах с популярными мультипликационными героями, гламурные блондинки «Oneegyaru» в дорогой одежде от самых известных кутюрье мира, девочки «Kogyaru» в школьной униформе, оптимистичные и легкомысленные «Fruits» в яркой и многослойной одежде, поклонницы Регги и Боба Марли «Rasuta» в желто-зеленых вещах с изображением Ямайки и пляжными сумками, а так же андрогены «Visual Kei» с прическами и гримом Мэрилина Мэнсона.
Алиса Лисичкина
© www.m-oda.ru, 2011.
Владелец сайта приветствует размещение этого материала на Вашем ресурсе или в средствах массовой информации при указании автора статьи и активной ссылки на интернет-журнал https://m-oda.ru/.